Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 11 марта 2011 г.

Картины маслом и не только: несколько слов о Национальной галерее

В историческом центре Лондона, на Трафальгарской площади, расположился один из главных музеев Великобритании - Национальная галерея. Ее постоянная коллекция включает в себя 2300 картин мастеров разных эпох, начиная со Средневековья и заканчивая началом 20 века. Между тем, Тициан, Моне, Ренуар, Веласкес, Рембрандт, Ван Гог и многие другие, перечислять которых можно без остановки в течение часа, видимо, оказались не самым весомым аргументом для того, чтобы в российских Интернет-источниках информации о ней уделили больше двух страниц и, кроме перечисления художников, рассказали о каких-то интересных деталях. Закрыв путеводитель и наладив отношения с пресс-службой музея, ваш покорный слуга не преминул воспользоваться своими связями. 

Национальная галерея. Фото: Александр Антипин.
НАЧАЛО:
1824, апрель - Палата общин покупает за 60 тыс фунтов стерлингов /около 100 тыс долл/ 38 картин, принадлежащих скончавшемуся банкиру и коллекционеру Джону Джулиусу Ангерстейну. Среди них - "Воскрешение Лазаря" дель Пьомбо и "Похищение сабинянок" Рубенса.

"Похищение сабинянок". Питер Пауль Рубенс.
1824, май - За неимением собственного здания Национальная галерея открывает свои двери для зрителей в доме 100 на улице Пэлл-Мэлл, принадлежащем Ангерстейну. Особняк, не соответствующей понятию "центральный музей столицы", был осмеян прессой, но в то же время за первые шесть месяцев привлек 24 тыс человек /фантастическая для того времени цифра/. Вход был - и остается поныне - бесплатным.

1831 - В галерее насчитывается уже более ста картин. Ранее ее коллекция пополняется многочисленными полотнами, в частности, работами "Святой Георгий и дракон" Тинторетто и "Купающаяся в ручье женщина" Рембрандта, завещанными коллекционером Уильямом Холуэллом-Карром.
1831 - Парламент принимает решение построить для музея отдельное здание - в самом центре Лондона. По замыслу, добираться до него должно быть одинаково удобно со всех концов столицы. Разработать проект поручается архитектору и археологу, члену Королевской Академии художеств Уильяму Уилкинсу.

1838 - Здание Национальной галереи открыто королевой Викторией. В его левом крыле "поселяется" Королевская Академия художеств, которая существует там до 1968 года.

РУССКИЙ ВКЛАД: 
Джон Джулиус Ангерстейн, чья коллекция картин легла в основу собрания "Национальной галереи" родился в Санкт-Петербурге и какое-то время по ошибке считался незаконнорожденным сыном императрицы Екатерины II. На самом деле достоверные источники утверждают, что его родителями были императрица Анна Иоановна и лондонский купец Эндрю Паулетт Томпсон. 

1928-1933 - Мозаики для западного и восточного вестибюлей Национальной галереи заказывают русского художнику Борису Анрепу. Для будущей работы выбраны два сюжета: "Тяготы жизни" (западный вестибюль) и "Радости жизни" (восточный вестибюль). 

Мозаика в одном из вестюбилей Национальной галереи. Автор: Борис Анреп.
ФАКТЫ:

Моя любимая картина:  "Ребенок с голубем" Пабло Пикассо.

"Ребенок с голубем" Пабло Пикассо.
Территория музея: 46,3 квадратных метра /шесть футбольных полей/. 

Объем здания: 212,6 кубических метров /может вместить 2156 двухэтажных автобусов/.

Посетители: более 4 млн человек в год.

Первое приобретение: "Воскрешение Лазаря" дель Пьомбо /1824 год/.

Последнее приобретение:  "Диана и Актеон" Тициана /2009 год/.

"Диана и актеон". Тициан.
Самая маленькая картина: "Портрет принца Чарльза Эдварда Стюарта", автор неизвестен /7,6х7 сантиметров/.

"Портрет принца Чарльза Эдварда Стюарта". Автор неизвестен.
 Самая большая картина: "Поклонение пастухов" Гвидо Рени /480х321 сантиметр/.

"Поклонение пастухов" Гвидо Рени.
Размер имеет значение: на своей картине "Уистлиджейкет" английский художник и ученый-биолог Джордж Стаббс изобразил лошадь в натуральную величину /292х246 см/.

"Уистлиджейкет". Джордж Стаббс.
Справочные материалы: путеводители, план этажей и аудиогид продаются в магазине галереи и доступны на разных языках, в частности, на русском.

ХУДОЖНИКИ:
13-15 век: Дуччо, Уччелло, ван Эйк, Липпи, Мантенья, Боттичелли, Дюрер, Мемлинг, Беллини.
16 век: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Брюгель, Бронзино, Тициан, Веронезе, Гольбейн, Кранах.
17 век:  Караваджо, Рубенс, Пуссен, Ван Дейк, Веласкес, Клод, Рембрандт, Кёйп, Вермеер.
18 век-начало 20 века: Каналетто, Гойа, Тёрнер, Дега, Сезанн, Моне, Ван Гог, Пикассо.

ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА: самые популярные картины - 

"Портрет четы Арнольфини". Ян ван Эйк.
"Большие купальщицы". Поль Сезанн.
"Зонтики". Пьер Огюст Ренуар.
"Самсон и Далила". Питер Пауль Рубенс.
"Купальщики в Аньере". Жорж-Пьер Сёра.

"Последний рейс корабля "Отважный". Уильям Тернер.
"Вакх и Ариадна". Тициан.
"Подсолнухи". Винсент Ван Гог.
"Венера с зеркалом". Диего Веласкес.
"Купальщики в Ла Гренуйе". Клод Моне.
КРОМЕ ТОГО, ЧТО В БОЛЬШИНСТВЕ БРИТАНСКИХ МУЗЕЕВ БЕСПЛАТНЫЙ ВХОД, ОТ РУССКИХ СОБРАНИЙ ИХ ОТЛИЧАЕТ УНИКАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ИСКУССТВУ. В ГОД НАЦИОНАЛЬНУЮ ГАЛЕРЕЮ ПОСЕЩАЕТ ОКОЛО 80 ТЫСЯЧ ШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОСРЕДИ БЕЛОГО ДНЯ САДЯТСЯ НАПРОТИВ КАРТИНЫ С АЛЬБОМОМ И КАРАНДАШАМИ И "КОПИРУЮТ" ЕЕ. ОКАЗЫВАЕТСЯ, В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ПОСЛЕ ОЧЕРЕДНОГО УРОКА РИСОВАНИЯ ДЕТИ СРАЗУ НАПРАВЛЯЮТСЯ В ОДИН ИЗ МУЗЕЕВ, ЧТОБЫ ЗАКРЕПИТЬ ТЕОРИЮ ПРАКТИКОЙ.

4 комментария:

  1. Ну что здесь скажешь? Красота да и только!)

    ОтветитьУдалить
  2. Здесь нужно тихо идти каждый вечер после работы, заходить, садиться на скамейку напроттив одной и картин и смотреть.

    ОтветитьУдалить
  3. У меня было такое же желание - сесть перед картиной и смотреть7 Можно даже весь день, когда попала в галерею.

    Валя

    ОтветитьУдалить
  4. Была какая-то одна картина?

    ОтветитьУдалить